Редкий для города пример стиля классицизм в архитектуре культовых зданий
Синагога, которую в начале ХІХ века еще не называли, ни «Большой», ни «Хоральной», была достаточно крупным, для своего времени, деревянным зданием на каменном фундаменте. О её отделке известно только то, что, будучи скромной внешне, она имела богато расписанный растительным орнаментом и изображениями животных молитвенный зал (образцы подобных росписей можно встретить в старых синагогах Западной Украины, Белоруссии и Польши и в трудах по их истории). Скорее всего, в синагоге было несколько помещений, так здесь же размещалась миква и молитвенная школа ритуала сефард (основная община принадлежала к ритуалу ашкеназ). Постоянного кантора она не имела. Имена раввинов остаются неизвестными.
В ноябре 1832 года деревянная синагога была полностью уничтожена случайным пожаром. Подробности этого пожара упоминает в одном из писем, гостивший тогда в городе, А. Срезневский. Синагога загорелась в Шабат и евреи не могли, ни тушить пожар, ни спасти хранившиеся в здании предметы и документы. Местные же жители были слишком обеспокоены спасением от огня соседних домов и «суевериями».
Уже в 1833 году община возбудила ходатайство о строительстве нового здания. Местные власти, судя по всему, поставили условие о расширении первоначального «маломерного и узкого» участка и строительстве не деревянного, а каменного здания. В середине 1830-х гг. община докупает соседний земельный участок, отдав за него 1 000 рублей. Одновременно в губернском правлении заказывается проект фасада каменного здания, автором которого, вероятно, стал тогдашний губернский архитектор Осип Закржевский. В 1837 году прошение об открытии синагоги, вместе с проектом, было подано на утверждение новороссийского генерал-губернатора М.С. Воронцова. Разрешение было дано достаточно быстро, и закладка нового здания состоялась в этом же году.
Первоначально строительство возглавил купец 1-й гильдии Леон Кранцфельд. Он же выступал и основным меценатом, и, имея строительный опыт, возможно, участвовал и в разработке технического проекта. Из-за конфликта с раввином Энгелем, причины которого остаются неизвестны, Кранцфельд вскоре оставил руководство строительством. На его место пришел купец 1-й гильдии Трояновский. Позднее писалось, что Трояновский, желая полностью обезопасить здание от пожаров, принял решение о строительстве каменного купола, который опирался на четыре массивных колонны. Эти работы были почти завершены, но конструкция оказалась неудачной. На колоннах появились трещины и выполненную с громадными затратами конструкцию пришлось разобрать. По итогам, молитвенный зал был, как и планировалось первоначально, перекрыт деревянным куполом. Многочисленные переделки сильно затянули строительство. Здание было вчерне завершено только в 1844 – 1845 годах уже под руководством Вульфа Заславского. Его наружная и внутренняя отделка выполнялись до 1852 года.
В начале 1880-х годов этот «спокойный» период в жизни еврейской общины города завершился. Последнее двадцатилетие XIX века в её истории можно считать настоящей революцией. Резко возросла численность общины. Было открыто несколько десятков новых синагог, созданы новые общественные организации и общинные учреждения. Рельефно проявилось такое явление, как конкуренция различных течений и общин внутри городской общины. В быстро меняющихся конкурентных условиях правление Хоральной синагоги пошло по традиционному пути. С одной стороны, был проведен капитальный ремонт здания с увеличением количества мест для молящихся, перестройкой женских галерей и выполнением росписи стен. Значительные ремонтные работы были проведены и в гамедрашах. С другой стороны, в 1890 году за правлением Хоральной синагоги было закреплено распределение коробочного сбора и содержание всех общегородских учреждений общины.
Оба мероприятия вызвали неоднозначную реакцию в городской общине. Стремясь добиться максимальной вместимости молитвенного зала правление распорядилось ликвидировать биму (кафедру). Это почти сразу было признано грубым нарушением, свидетельствующем о малом знании законов не только правлением, но и казенным раввином З. Шохором, давшим разрешение убрать биму. Уже в 1893 году Иоахим Гурович, вступая в должность ученого синагоги указал, что бима «по законам евреев должна быть среди синагоги… указал на законы, значащиеся в книгах… и другие книги великих еврейских святителей, из которых видно, как они чтили только те синагоги и молитвенные школы, где были «бимы»…». Прихожане выразили пожелание о скорейшем восстановлении бимы, так как «они вовсе не знали, что она против закона несколько лет тому назад уничтожена».
А права управления суммами коробочного сбора вызвали повышенный интерес к делам синагоги, как со стороны сторонников хаскалы, так и со стороны создающихся сионистских организаций. На должности членов правления синагоги начали выдвигаться скорее просветители, чем религиозные лидеры. Конфликт вокруг финансов общины разрешился в 1896 – 1898 годах. В 1896 году община получила принципиально новое правление: старостой стал Моисей Карпас, казначеем Арон Чигринский, а ученым Михаил Майданский. К 1897 году новое правление принципиально изменило систему взимания коробочного сбора, увеличив его сумму почти вдвое, с 45 до 80 тысяч рублей. Право взимания коробочного сбора выиграл М. Карпаса. Скандал был настолько велик, что М. Карпас вынужден был оставить пост старосты Хоральной синагоги, но в апреле 1898 года был вторично избран на эту должность. Финалом конфликта стали выборы казенного раввина в мае 1898 года. Несмотря на сопротивление значительной части общины, попытку срыва выборов, проходивших непосредственно в Хоральной синагоге, многочисленные жалобы на их результаты В. Шохор был смещен. Новым городским казенным раввином стал Шмарьягу Левин, который, без сомнения является наиболее выдающейся личностью занимавшем её.
За 1898 – 1901 годы новое правление сумело почти полностью реорганизовать все общинные учреждения. Были открыты совершенно новые: миква, два отделения Талмуд-Торы, ешива, библиотека-читальня Хоральной синагоги, еврейская больница, еврейский родильный приют, еврейская дешевая столовая для бедных, новое кладбище, погребальное общество. М. Карпас, полностью за свои средства, открыл женскую богадельню. Планировалась и капитальная перестройка зданий Хоральной синагоги. В 1900 году участок синагоги был расширен покупкой у Розы Гербильской 241 сажени земли. Но, узнать был ли выполнен проект перестройки здания не удалось. Препятствием к дальнейшему развитию стал тяжелейший экономический кризис. В 1901 году впервые начали выплачиваться субсидии ряду городских синагог, была резко увеличена благотворительная помощь. Дальнейшие события также не благоприятствовали развитию общинной жизни. По свидетельствам очевидцев в 1904 – 1905 годах община оказалась практически обезглавлена. Наиболее влиятельные её члены, опасаясь беспорядков, покинули город, либо на время, либо навсегда.
Посткризисный период стал эпохой нового религиозного конфликта. В 1908 году, в результате продолжительных споров, общины вынуждена была пригласить на должность духовного раввина (официально это должность называлась помощник казенного раввина по религиозным вопросам) Леви-Ицхака Шнеерсона и Пинхаса Гельмана. Оба новых духовных раввина имели почти равную поддержку в общине и отличались активной и бескомпромиссной позицией в вопросах веры и религиозного образования. Традиционно ашкиназская, Хоральная синагога стала главной кафедрой П. Гельмана. В 1911 году он сумел добиться от правления строительства совершенно нового здания ешивы на Елизаветградской улице.
Все конфликты внутри общины исчерпали себя в годы гражданской войны. В 1917 году, с отменой коробочного сбора, община полностью лишилась средств. В 1919 году у общины были отобраны все общественные организации и вся недвижимость. В 1921 году изъяты все ценности. Вплоть до своего закрытия в 1929 году, и Хоральная синагога, и Гамедраши, считались рядовыми «религиозными общинами».
Cкан фото: А. Волок. Оригинал на www.flickr.comCкан фото: А. Волок. Оригинал на www.flickr.com