Cкан фото: А. Волок. Оригинал на www.flickr.com
В 1880-е годы в этом квартале Проспекта находилось всего два домовладения. У Александровской (совр. улица Артёма) стоял капитальный двухэтажный дом Скорописовой, который в эти годы был занят кондитерской Андеррега. С противоположной стороны у Заводской (Исполкомовской), «находился плохонький дом Петрова – содержателя магазина надгробных памятников и бюро погребальных процессий». Между этими двумя столь разными домами протекала Жандармская канава, наискось пересекавшая квартал и затем поворачивавшая вдоль Проспекта.
С 1891 года, когда был построен участок коллектора, позволивший создать левый проезд Проспекта и примыкающий к нему бульвар, ситуация в квартале начала достаточно быстро меняться. К середине 1900-х гг. незастроенным здесь оставалось только русло канавы. Его застройка требовала значительных затрат, и, несмотря на более чем выгодное расположение участка и низкую продажную цену, претендентов на него долго не находилось. Только 5 июня 1908 г. Городская Управа сдала в аренду участок городской земли, имеющий по Проспекту ширину в 5.70 саж. (12.14 м), по Управской улице – 3.92 саж. (8.35 м.) и общую площадь в 252.6 саж2 (1146 кв. м). Участок, частично занятый руслом реки, а частично городским коллектором, достался содержателю ресторана «Sante» Феоктисту Кравцу сроком на 4 года (с 15 июня 1908 г. по 15 июня 1912 г.) всего за 100 руб. в год.
Как серьёзный предприниматель Феоктист Кравец сразу благоустроил доставшийся участок: поставил забор, ворота, посадил деревья и открыл своё заведение. Но в феврале 1909 года на участок предъявило претензии Екатеринославское общество Скорой медицинской помощи, созданное ещё в 1904 г. При обсуждении этого вопроса Городской Думой выяснилось много интересного. Узнав о ходатайстве общества, Кравец предложил купить участок за 8 000 руб.; с такой же просьбой вышел на городские власти и соседний домовладелец Петров; земельная комиссия предложила построить на участке городской торговый ряд; Городская Управа однозначно высказалась за передачу участка обществу «Скорой помощи». Именно с этим последним мнением и согласилась Городская Дума.
Общество предполагало выстроить на участке дом с квартирами врачей и стационаром (по Проспекту), дом амбулатории (по Управской) и служебные корпуса в центральной части участка. Нехватка средств не позволила начать строительство немедленно. Этим обстоятельством воспользовались владельцы прилегающих к канаве земельных участков, и в начале 1910 г. «тихой сапой» провели через Городскую Думу решение о передаче участка в их собственность. Разразился серьёзный скандал. Дума отменила решение о передаче территории канавы домовладельцам Петрову, Любину и другим и восстановила права «Скорой помощи». Домовладельцы ответили судебным иском к городским властям. В результате всё закончилось компромиссом. Часть участка со стороны Управской отошла частным лицам, а по Проспекту уже в 1911 г. завершается строительство трёх-этажного здания Общества, получившего адрес – Проспект, 29.
В 1910-х гг. здесь размещались больница «Скорой помощи» со специальными ночными дежурствами врачей (дежурных врачей в это время не было больше ни в одной больнице города), амбулатория, квартира главных врачей больницы (в разные годы это – Л.М. Сошкин, Л.А. Бабынин, И.М. Вигдерович), зал собраний, квартиры низшего персонала. Общество имело всего две кареты и только незадолго до революции приняло решение о покупке медицинского автомобиля, но успело ли оно его купить, неизвестно. Особенностью работы «скорой помощи» было то, что выезды проводились только на несчастные случаи и попытки самоубийств (в это время была настоящая эпидемия самоубийств, причём очень часто самоубийства превращались в общественные акты). Клиенты Общества доставлялись не только в собственную больницу, но принимались и общественными больницами города (Земская, Городская, Еврейская, Инфекционная, «Красного Креста»).
Автомобили появились только в годы советской власти, которая хотя и ликвидировала Общество, но от самого принципа «скорой помощи» не отказалось. В доме Общества по Проспекту, 29 разместилась центральная станция «скорой помощи». В её подчинении оказалась созданная ещё в 1900-е гг. «скорая помощь» Брянского завода (завода им. Петровского) при 2-й Рабочей больнице. К концу 1930-х гг. существовало уже четыре подстанции, но количество персонала существенно увеличилось только перед самой войной. Так, ещё в 1937 г. имелось только 10 врачей, а к 1941 г. их количество возросло до 36 человек в 12 бригадах. Центральная станция действовала и при немцах. Она же первая возобновила работу после освобождения города.
Автомобили появились только в годы советской власти, которая хотя и ликвидировала Общество, но от самого принципа «скорой помощи» не отказалось. В доме Общества по Проспекту, 29 разместилась центральная станция «скорой помощи». В её подчинении оказалась созданная ещё в 1900-е гг. «скорая помощь» Брянского завода (завода им. Петровского) при 2-й Рабочей больнице. К концу 1930-х гг. существовало уже четыре подстанции, но количество персонала существенно увеличилось только перед самой войной. Так, ещё в 1937 г. имелось только 10 врачей, а к 1941 г. их количество возросло до 36 человек в 12 бригадах. Центральная станция действовала и при немцах. Она же первая возобновила работу после освобождения города.
Старостин В.С. Дом общества «Скорой помощи» на Проспекте // Недвижимость в движении. 2007. № 190.