Нововыявленный памятник архитектуры №149

Преображенский собор
Время постройки:
1830-1835 (проект 1824-1825)
Стилевой признак:
классицизм
материал фасада:
штукатурка, лепнина
Этажность:
4

Кирпичный, тинькованый, крестообразный в плане, однокупольный. С трех сторон ветви креста замыкают шестиколонные портики ионического ордера. Собор завершает купол на большом барабане и трехъярусная колокольня, которую венчает шпиль.
Сооружение имеет высокую архитектурно-художественную ценность как пример здания классической школы периода расцвета. [3]

Проектирование

По планам князя Григория Потёмкина Екатеринослав (нынешний Днепр) призван был стать южной столицей Российской империи, что должно было проявиться и в величии главного собора – архитектурной доминанты города. Столичные амбиции проявились в выборе образца для собора – старейшей базилики Рима, церкви святого Павла “за стенами” (“san Paolo fuori le mura”), относящейся к IV веку. 8 октября 1786 года Потёмкин так писал императрице о будущем соборе:

“представляется тут храм великолепный в подражание Святаго Павла, что вне Рима посвященный Преображению Господню в знак, что страна сия из степей безплодных преображена попечениями вашими в обильный вертоград, из обиталища зверей в благоприятное пристанище людям из всех стран текущим.”
Французский академик архитектуры Клод Геруа создал грандиозный проект собора. Храм представлял собой огромную пятинефную базилику. Кроме увенчивающего здание массивного купола, украшением здания должны были служить портики – восьмиколонный портик коринфского ордера на главном фасаде и шестиколонные портики на боковых фасадах. Проект интерьера собора выполнил итальянский художник Моретти. Во время путешествия по югу России 9 мая 1787 года первый камень в основание алтаря собора положила лично императрица Екатерина II.

Первоначальный нереализованный проект Преображенского собора Клода Геруа. Лицевой вид.

Вскоре из-за недостатка в средствах и людях пришлось отказаться от первоначального размаха и значительно ограничить масштаб градостроительного начинания. Назначенный в 1788 году новым городским архитектором Иван Старов полностью перепланировал Екатеринослав, а также создал новый проект собора – более реальный и отвечающий сложившимся условиям. Но даже и этот, сильно урезанный проект, не был выполнен. После смерти Потёмкина ассигнования на строительство были ещё раз уменьшены, а после смерти Екатерины ІІ – полностью прекращены.

В 1805 году местный землемер Неелов составил очередной проект Екатеринославского собора, но встретился с отказом императора Александра І. После этого разработка проекта была поручена известному русскому зодчему-академику А. Д. Захарову. Тот составил план в основных чертах повторявший его же Кронштадтский Андреевский собор, с поправкой на значительно меньший объём финансирования, и этот проект наконец был утверждён.

Кафедральный собор Екатеринославской епархии

После утверждения проекта в Екатеринославе возник спор о месте нахождения собора, который задержал строительство на много лет. После личного рассмотрения дела императором Николаем I было вынесено высочайшее решение, “что кафедральный собор не есть предмет ежедневной необходимости” и поэтому его можно построить на горе, на том самом месте, где его заложила Екатерина ІІ.

20 апреля 1830 года начались подготовительные работы, а 22 мая того года состоялась повторная закладка собора. Строительство окончилось 9 мая 1835 года, а 29 июня того года собор был освящён. Стоимость собора составила 300 тыс. рублей, 100 тыс. из которых собрало местное население. Возведённый наконец храм был в шесть раз меньше, чем по проекту 1787 года.

Потолки и паруса сводов расписали академики живописи Безсонов, Сазонов и Теребенев в технике “сграффито”. Стены расписаны под цветной мрамор. Поначалу главным, после фресок, украшением собора был резной, белый с позолотой иконостас. Понемногу появились и другие ценности, украсившие собор. Много утвари, одежд и хоругвей были переданы в новый собор из ризницы бывшей кафедры – Успенского собора. Возможно, некоторые ценные вещи передавались из других церквей губернии. Помогали и меценаты: от помещика Герсеванова, подарившего собору картину “Неверный Фома” работы итальянского мастера Гверчино, до жителей Вознесенской слободы, в складчину купивших для собора икону Вознесения, которую потом каждый год торжественно привозили в слободу для праздничного богослужения.

Одновременно со строительством собора вокруг него были проведены большие работы по благоустройству. Курган, на котором стояла Екатерининская миля, был подрезан с боков и обложен “диким” камнем. Площадку, образовавшуюся вокруг нее, и ведущую к ней лестницу вымостили чёрной аспидной плитой и обнесли металлической оградой. На фундаментах старого собора возле боковых входов и алтаря поставили ограду по проекту Николая Денисенко. В ограде, напротив алтаря, архиепископ Гавриил (Розанов) установил мраморную колонну в память о строительстве храма, специально вывезенную для этого из Херсонеса Таврического (Севастополя).

Со времени возведения храм стал кафедральным собором Екатеринославской епархии. В 1915 году во время однодневного посещения Екатеринослава собор посетил император-страстотерпец Николай II.

Потрясения XX века

Собор оставался действующим до 1930 года. Богоборческие власти готовились закрыть и взорвать храм, а на его месте, согласно генеральному плану, воздвигнуть грандиозный памятник “вождю мирового пролетариата”. Эта информация не появлялась в прессе, но распространялась в среде людей творческих и людей науки. Дмитрий Иванович Яворницкий, на тот момент директор исторического музея, разработал план спасения здания – превратить его в музей.

План был принят и в 1931 году в закрытом соборе устроили первый в стране научно-атеистический музей. Во время переоборудования собора шпиль собора (возносившийся над всем городом), как “вещь идеологически вредная и невыдержанная”, был разобран. Четырехсотпудовый колокол верующие чудом успели закопать за оградой церкви. При этом, не смотря на разгул атеизма, Яворницкому удалось сохранить всё, что находилось внутри храма. Под видом музейного экспоната остался на прежнем месте уникальный иконостас собора, хотя снаружи здание уже лишилось былой красоты.

Под видом музея храм встретил Великую Отечественную войну. В 1941 году, по разрешению немецких властей, здесь на время возобновились богослужения.

В 1946 году в ограде Преображенского собора на больших кострах было сожжено практически все, что находилось внутри – иконы, утварь, уникальнейший иконостас (как “вещь малоценная”). Тогда же исчезли сведения о большом четырехсотпудовом колоколе. Собор снова намеревались снести, освободив место для жилых домов, но затем было решено превратить его в склад бумаги издательства “Зоря”.

Впоследствии собор признали памятником архитектуры. В 1968 году началась научная реставрация собора. Восстановительные работы проводились специалистами Черниговских реставрационных мастерских под руководством известного специалиста Ерко, занимавшегося до этого реставрацией Софийского собора в Киеве. В Преображенском соборе была частично восстановлена и настенная живопись. В итоге, стараниями многих людей, облик собора приблизился к историческому. По окончании работ в 1975 году в соборе вновь открылся музей религии и атеизма, действовавший до 1988 года.

Возрождение

Первое богослужение после периода осквернения состоялось в 1989 году по настоянию сотрудников исторического музея. 21 января 1992 года стараниями епископа Днепропетровского Глеба (Савина), духовенства и мирян собор был официально передан Украинской Православной Церкви. Вновь была развернута масштабная реставрация, в первозданной красоте были восстановлены иконостас и росписи.

Собор стал играть весомую роль в возрождении Православия в округе. Соборный приход стоял у истоков песенного православного фестиваля “От Рождества к Рождеству”, который со временем сделался всеукраинским. Была развёрнута большая просветительская и благотворительная работа.

Архитектура

Значительно уступая по объему и оформлению, собор в основных чертах является подобием Кронштадтского Андреевского собора. Сильно упрощенный по сравнению с первоначальным проектом Адриана Захарова, собор сохраняет характерный петербургский стиль и изысканную пластику, характерную для русского классицизма начала XIX века.  (c)

Cкан фото: А. Волок. Оригинал на www.flickr.com

Cкан фото: А. Волок. Оригинал на www.flickr.com


Комментировать

Ваш емейл не будет опубликован. Обязательные поля обозначены *