Лучший в городе пример стилизации под готику многоэтажного общественного здания
Одно из первых многосекционных зданий, в длину занимает полквартала. Здание предназначалось Службе сборов Екатеринославской железной дороги. Архитектура здания эклектичная и относится скорее к раннему модерну. [3]
Гигантских размеров здание с дорогими квартирами, которое являлось крупнейшим доходным домом города позапрошлого века, разместилось на более чем затрапезной улице, среди предприятий, гостиниц и «меблирашек» сомнительного толка, буйных трактиров и откровенных трущоб. Объяснить это можно только поняв логику владельца, одного из богатейших людей города банкира Иосифа Евсеевича Кофмана, явно инфицированного модной болезнью.
История дома вплоть до конца XIX в. достаточно банальна для этого района города. С 1792-1793 гг. его территория входила в состав Екатеринославской казённой суконной фабрики. Именно тогда была заложена и громадная ширина улицы, благодаря которой она позже получила своё первое название. Изначально она проектировалась как граница между фабрикой и городом и предназначалась для устройства очень популярного в то время санитарного бульвара. Но уже планом города 1806 г. этот квартал был введён в городскую черту. Из-за близости к «живому» мосту через Днепр на Широкой улице сразу же появилось много лавок и питейных заведений. Некоторый спад в торговле наблюдался только в 1850-1870-е гг., когда мост наводили у современного цирка. Со строительством железной дороги, пароходных и лесных пристаней всё вернулось на круги своя, и торговля вновь расцвела. А близость станции привела к появлению здесь и крупных предприятий.
Веяния времени не обошли и участок №177, 1889, 1890/7, 1891, 530 и 1893 во 2-й полицейской части города Екатеринослава. Владевший участком купец Берко Златопольский строит на нём крупную пятиэтажную паровую мельницу. Произошло это около 1893 г. Во всяком случае, именно в этом году Златопольский взял в долг у И. Кофмана 100 000 руб. на 4 года из 10% годовых под залог мельницы. С взятыми обязательствами он не справился. Уже в 1895 г. Кофман подал иск на взыскание долга. По решению окружного суда имущество Златопольского было выставлено на торги, и 9 августа 1896 г. его счастливым обладателем стал именно И. Кофман.
Счастье оказалось недолгим. В ночь с 1 на 2 сентября 1896 г. имущество И. Кофмана по Широкой улице было полностью разрушено пожаром. Именно после этого банкир и пошёл по столь популярному ныне, а тогда достаточно необычному пути — замены крупного предприятия на доходный дом. Решение это было принято в полном соответствии с логикой строительной лихорадки. Во-первых, строительство дома обойдётся не дороже восстановления предприятия, а доходы будут примерно те же. Во-вторых, управлять домом намного легче, а оборотные средства необходимы намного меньше. чем для обеспечения предприятия. В третьих, в это время считалось, что центр Екатеринослава безусловно смещается к Озёрке и вокзалу, и «на перспективу» это сулило и востребованность, и быстрый рост ставок аренды помещений в этом районе.
К концу века новый дом уже украсил собой Широкую улицу. Удачно сложилось и с арендаторами, т.к. около половины здания сразу же сняла Служба сборов Екатерининской железной дороги, проработавшая здесь до начала 1910-х гг. Именно благодаря ей дом вошёл в историю первой русской революции. 11 октября 1905 г. в день начала всеобщей стачки во дворе дома собрался митинг железнодорожных служащих, на котором присутствовало около 1 000 человек. После трёхчасовых дебатов было принято решение присоединиться к рабочему митингу на Брянской площади. Именно эта манифестация была расстреляна казаками на углу Пушкинского проспекта и Философской улицы.
В 1913 г. Кофман всё же закладывает свой дом, взяв под него 110 000 руб. В это время в доме, оцениваемом в 164 370 руб., имелось 16 пятикомнатных квартир (на 2 и 3 этажах), каждая из которых обходилась жильцам в 1 000 руб. в год. На первом этаже располагалось 8 трёхкомнатных квартир по 600 руб. и 12 магазинов также по 600 руб. Причём 6 из них были заняты самим И.Кофманом. Его же товарищество занимало и подвал дома (2 700 руб.), а также два каменных амбара во дворе. К услугам остальных арендаторов были три деревянных сарая и ретирад. Дом имел и собственную станцию биологической очистки сточных вод. Общая стоимость годовой арендной платы оценивалась в 36 640 руб.
В 1917 г. И. Кофман полностью рассчитался по банковским ссудам под залог имущества, причём не только по дому на Широкой, а по всем своим домам. Долгов за дом им было выплачено 104 580 руб. 29 коп. В дальнейшем этот большой, ставший полностью жилым дом дважды горел: в гражданскую и Великую Отечественную войны и дважды восстанавливался после пожаров. Первый раз он был восстановлен в середине 1920-х гг. жилкоопом. Второй раз в 1948-1950 гг. его восстанавливал Днепропетровский автомобильный завод, сегодня более известный под названием «ЮМЗ». [5]