Освящение места и закладка храма западнее Успенской церкви произошло в 1839 году. Новый собор, спроектированный Петром Висконти II и Людвигом Шарлеманем, был намного больше старой постройки и даже больше величественного Преображенского собора! Торжественное освящение Успенского собора состоялось в 1850 году.

Об этом гласит надпись, сделанная на свинцовой доске, найденной под жертвенником церкви: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Основана сия церковь в губерн. г. Екатеринославе. Во славу Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В честь и память Успения Пресвятой Богородицы: при державе благочест. Самодер. Великой Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны втор. и Благосл. Преосв. Гавриила, Митрополита Екатеринославского и Херсонес-Таврического, иждивением государства, а старанием благопопеч. Его Высокопреосв. Гос. генерал Поручика Правителя Екатеринославского наместн. и разн. орден. Кавалера Иосифа Ивановича Хорвата 1796 года месяца Августа 31 д. в день празднования положения честного пояса Пресвятой Богородицы. Церемонию совершал соборне священник Герасим Мартынов. За совершенною ветхостию бывши на сем месте деревянной церкви, по Указу Святейшаго Правительствующаго Синода от 31 мая 1838 года заложена вблизи оной новая каменная во имя Успении Божия Матери церковь июня 18 дня 1839 года, которая потом старанием и иждивением прихожан окончена в 1850 году и соборне освящена того же года Ноября 26 дня. По благословению Преосвященнейшаго Иннокентия, Епископа Екатеринославского и Таврического ректором семинарии архимандритом Иоанном совместно с священнослужителем Успенской церкви».

Соборный храм с высокой цилиндрической колокольней был построен в русско-византийском стиле. Он был двухэтажным, что редко встречается в христианском церковном строительстве.

Уже традиционно выкрашенная в красный цвет, с белым кружевом декора, с пятью могучими зелеными куполами, с гордо вознесенной на невиданную до этого высоту колокольней, сияющая золотом крестов община церкви господствовала над приземистыми кварталами Екатеринослава. И нет ничего странного в том, что, либо от удивления, либо по привычке, ее продолжали называть «собором», как будто отдавая ей первенство перед Преображенским. Новый каменный Успенский собор принадлежал к красивейшим храмам Екатеринослава и величественно возвышался над городом. Его купола были видны практически из любой точки города, особенно замечательный вид открывался со стороны Днепра. Храм был обнесен изгородью, в пределах которой находился небольшой парк и церковное кладбище.

Уже традиционно выкрашенная в красный цвет, с белым кружевом декора, с пятью могучими зелеными куполами, с гордо вознесенной на невиданную до этого высоту колокольней, сияющая золотом крестов община церкви господствовала над приземистыми кварталами Екатеринослава. И нет ничего странного в том, что, либо от удивления, либо по привычке, ее продолжали называть «собором», как будто отдавая ей первенство перед Преображенским. Новый каменный Успенский собор принадлежал к красивейшим храмам Екатеринослава и величественно возвышался над городом. Его купола были видны практически из любой точки города, особенно замечательный вид открывался со стороны Днепра. Храм был обнесен изгородью, в пределах которой находился небольшой парк и церковное кладбище.

Первоначально Успенский собор имел четыре престола в двух этажах. Главный во имя Успения Богоматери, правый – Рождества Иоанна Предтечи, и левый – Георгия Победоносца. Престол святителя Николая, который до освящения Лазаревской церкви на Севастопольском кладбище служил храмом местного гарнизона, помещался в нижнем этаже. Он просуществовал лишь до 1902 года и был закрыт из-за появления грунтовых вод.

А что касается прежней Успенской церкви, то ее разобрали, установив на месте ее алтаря большой деревянный крест с памятной надписью.

Согласно справочной книге Екатеринославской епархии за 1908 год в постоянном штате собора было три священники, дьякон и три псаломщика, также на церковном содержании находились три вдовы прежде умерших служителей храма.

Праздничное украшение Свято-Успенского собора всегда было самым лучшим и поражало современников тем, что его даже не было с чем сравнивать. Если верить воспоминаниям Владимира Машукова, Успенская церковь на праздник могла поразить и человека «третьего тысячелетия», привыкшего к чудесам.

Еще одной гордостью Успенского собора был замечательный хор. В начале 20-х годов XX столетия регентом хора был известный украинский оперный певец, окончивший Екатеринославскую консерваторию, Иван Сергеевич Паторжинский (1896-1960 гг.).

Все достоинства Успенской церкви перечислить сложно. Соборный храм находился в центре города и имел огромное значение в культурной и духовной жизни Екатеринослава. Он не мог не поразить своим величием и чистотой строения. А высокая колокольня и пять куполов отлично вписались бы в ландшафт нашего современного города.

После второй мировой войны, разрушив купола и колокольню, поделив высокие помещения на этажи, церковь приспособили под госпиталь участников Великой Отечественной войны. А в конце 1950-х годов реорганизовали в городскую больницу № 10.

Была серьезно нарушена архитектура здания: достроен еще один этаж, фактически уничтожена колокольная верхняя часть храма. Также было проведено очень много внутренних перестроек, и сегодня только с очень-очень большим трудом можно узнать храм по паперти и по боковым окнам.

(Глава 4 из книги «Кафедральные соборы Днепропетровской епархии: история и современность». Днепропетровск: Издательский отдел Днепропетровской епархии УПЦ. 2010. )

Смотрите также:


Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *