Печатня Яковлева.


Памятник архитектуры местного значения №42

типография
Время постройки:
1897
материал фасада:
штукатурка, керамическая плитка
Этажность:
2

Один из лучших в городе образцов производственного здания и применение в отделке фасада поливной керамики

На 1880-е гг. это обширное владение, протянувшееся вдоль Садовой улицы на всю длину квартала от Проспекта до Тихой и имевшее 15 саженей (около 32 м) ширины, принадлежало князю Александру Фёдоровичу Кудашеву. Главный дом располагался, скорее всего, на углу Проспекта, а большая часть усадьбы была занята княжеским садом.

В 1887г. после смерти А.Ф. Кудашева его вдова полностью продаёт усадьбу. Кто её купил, не установлено, да это и не важно, т.к. новый владелец изначально не собирался здесь жить. Сразу после покупки Кудашевская усадьба была разделена на 6 земельных участков 15х15 саженей и распродана по частям.

Одно из этих домовладений и было куплено Екатеринославским отделением Высочайше утверждённого в 1872г. Товарищества «Печатня С.П. Яковлева». Отделение, открытое в мае 1885г., было четвёртой, по времени возникновения, типографией города Екатеринослава.

В 1888-1889-х гг. на участке по проекту городского архитектора Фердинанда Августовича Гагена, строится двухэтажный корпус типографии. По первоначальному проекту производственные помещения занимали только первый этаж здания, второй этаж использовался под контору и квартиру директора отделения. Судя по всему, вначале типографские работы собирались выполнять полностью вручную, но уже в 1890г. к зданию пристраивают корпус для размещения паровой машины, и «Печатня» становится первой механизированной типографией города.

1903 г.

Типография, которая изначально оказалась вне конкуренции, на протяжении 1890-х гг. значительно расширяет производство. Товарищество вдвое расширяет домовладение, прикупив часть соседнего участка в глубине квартала. Здесь строится новый двухэтажный производственный корпус и двухэтажный жилой дом. Первый корпус типографии существенно перестраивается и становится полностью производственным.

На 1901г. екатеринославское отделение Товарищества «Печатня С.П. Яковлева» имело годовое производство, оцениваемое в 150 000 рублей, 150 рабочих и служащих, два паровых котла, обеспечивающих работу оборудования, и было подключено к городской электрической сети. Директором отделения в это время был действительный студент Евгений Николаевич Яковлев. Типография, бесспорно, была ведущим предприятием отрасли в городе. Насколько велико было её значение в структуре Товарищества, правление которого находилось в Москве, а отделения с собственными типографиями работали не только в Екатеринославе, но и в Петербурге, Самаре, Киеве и Харькове, сказать сложно.

Крупные размеры типографии и тяжёлые условия труда рабочих делали её очень привлекательной для революционных партий. Уже в 1898г. здесь печатают листовки екатеринославского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», который возглавляли известные деятели российского революционного движения И.В. Бабушкин и И.Х. Лалаянц. Первая листовка «Союза» носила название «К рабочим – печатникам Яковлева и К0» и призывала их к забастовке и борьбе за увеличение заработной платы и сокращение рабочего дня.

В декабре 1905г. во время всеобщей политической стачки и вооружённого восстания в типографии печатались листовки, воззвания и бюллетень екатеринославского Боевого стачечного комитета. Первый номер бюллетеня вышел 11, а последний 26 декабря. Всего было выпущено 8 номеров общим тиражом в 20 000 экземпляров.

Хотя типография успешно пережила экономические и политические кризисы начала 1900-х гг., но в послекризисное время она оказалась в очень сложной ситуации. В городе заметно увеличилось количество достаточно крупных и хорошо оборудованных типографий, а вот объёмы заказов росли отнюдь не такими быстрыми темпами. Ситуация осложнялась ещё и тем, что собственные типографии создали такие крупные заказчики печатной продукции, как Екатерининская железная дорога и Екатеринославское губернское земство. Причём ведомственные типографии не только обеспечивали внутренние потребности создавших их организаций, но и активно вышли на городской рынок.

В условиях сложившейся жёсткой конкуренции «Печатню С.П. Яковлева», ещё не так давно бывшую фактическим монополистом рынка, подвели её крупные размеры и неповоротливость управления. В 1910г. екатеринославское отделение Товарищества «Печатня С.П. Яковлева» было ликвидировано.

Несмотря на закрытие типографии, комплекс зданий по улице Садовой, по крайней мере, до конца 1911- начала 1912г. оставался во владении Яковлевых. В 1912-1913-х гг. он уже числится за Е. Черненко, а в 1913-1914-х гг. за Заславским. После банкротства последнего комплекс типографских зданий стал собственностью Шварца.

Частые смены владельцев зданий отнюдь не значили, что жизнь в них остановилась. Наоборот, 1910-е гг. были одним из самых насыщенных периодов в жизни комплекса.

Здания типографии серьёзно реконструируются. Производственным остаётся только один из дворовых корпусов, который уже в 1911 г. арендуется типографией Дитятьковского товарищества. В 1914-1917гг. здесь уже работает типография губернского правления – старейшая типография города, основанная как походная типография князя Г.А. Потёмкина. Кроме неё, с 1914 г. часть помещений здания занимает типография газеты «Южная заря».

Cкан фото: А. Волок. Оригинал на www.flickr.com

Из стоящего по Садовой улице старейшего корпуса «Печатни» производство было выведено, и после некоторой перестройки он превратился в офисный центр. На первом этаже было создано несколько отдельных помещений, в которых разместились техническая контора и торговля земледельческими орудиями «Проктор-Рустон», техническая контора и склад строительных принадлежностей Л.И. Чернявского, редакция газеты «Южная заря». Второй этаж, сдававшийся полностью, в 1912 г. заняло Екатеринославское отделение Одесского купеческого банка. Уже с 1914 г. здесь прочно обосновалась Екатеринославская товарная биржа, работавшая здесь, по крайней мере, до 1918 г. С 1915 г. в помещении биржи, кроме необходимых для её работы отделов, размещался ещё и маленький, на 10 коек, госпиталь биржевого комитета.

Жилой корпус во дворе не меняет своего назначения, но при этом надстраивается двумя этажами. При надстройке здания впервые в городе для жилого дома был создан металлический несущий каркас.

В годы гражданской войны типография практически не останавливала свою работу. Именно здесь печаталась газета «К труду» («Звезда»). В период НЭПа бывшая типография губернского правления работает под названием 3-я типография Екатеринославского Полиграфтреста. В 1925-1927 гг. производство серьёзно реорганизуется. Сюда переводится контора Полиграфтреста. К 3-й типографии присоединяют типографию №1 имени 25-летия ВКП(б), и новое предприятие почему-то получает название 7-я типография Полиграфтреста им. 25-летия ВКП(б).

В 1930-х гг., по мере закрытия небольших типографий, комплекс на ул. Стасовой постепенно реконструируется. Отсюда убирают жильё и почти ликвидируют конторские помещения. Теперь это только типография, точнее уже Полиграфическая фабрика им. 25-летия ВКП(б).

В годы оккупации типография не работала, а её оборудование было использовано для запуска типографий ФЗО печатников и газеты «Зоря». Уже в 1943 г., сразу после освобождения города, здесь начала работу областная типография. Первоначальная работа типографии была налажена при помощи шрифтов и оборудования новокайдакской молодёжной подпольной «Организации друзей народа». В первые дни после освобождения города директором типографии был руководитель «ОДН», слесарь паровозоремонтного завода Андрей Тимошенко, а его заместителем комиссар «ОДН», школьник Виктор Протасевич. Именно эти два человека и организовали выход первых номеров областной газеты «Зоря».

В 1944 г. в областной типографии уже печатаются две газеты: «Зоря» и «Днепровская правда», редакции которых находятся в соседнем здании по улице Стасовой, 5. В каких условиях работала типография можно догадаться хотя бы из того факта, что довоенные производственные мощности были восстановлены только в 1946 г.

В 1950-х гг., когда грядущие сорокалетние юбилеи революций 1905 и 1917 гг. вызвали некоторый подъём краеведческих исследований, вспомнили и о роли «Печатни» в этих событиях. В 1953 г. на здании была установлена мемориальная доска в память событий 1905 г. В 1976 г. по проекту Ю. Павлова и А. Пироговского эту скромную мраморную табличку заменили намного более пышной бронзовой, которая была дополнена громадной декоративной решёткой, установленной в одном из окон первого этажа.

А уже в 1977 г. областная типография навсегда покинула комплекс бывшей «Печатни С.П. Яковлева», перебравшись в новые корпуса, отстроенные для неё у перекрёстка улиц Горького и Ленинградской. В старом комплексе по улице Серова, 7 разместилась Днепропетровская городская типография. В 1989 г. городская типография превратилась в издательско-полиграфическое предприятие «Дніпро», а во второй половине 1990-х гг. трансформировалась в ООО «Полиграфист».

скан: А. Волок

Комментировать

Ваш емейл не будет опубликован. Обязательные поля обозначены *