Многоэтажный жилой дом периода возврата архитектуры к декору классических форм при достаточно сложной объемно-пространственной композиции. [3]

В 1934 году завод им. Петровского получил разрешение использовать 2 000 000 рублей для строительства жилого дома гостиничного типа на 2 000 человек, или, попросту говоря, общежития. Горисполком, исходя из того, что приоритетной в это время считалась реконструкция центральной части города, а не развитие призаводских посёлков, над выбором участка думал недолго. Заводу было предложено строить здание по Пушкинскому проспекту со сносом ряда старых домов.

Дирекцию завода идея строительства здания в центре совершенно не обрадовала. Как ни низка была плотность застройки района, но из предложенных к сносу зданий необходимо было отселить 300 человек. Причём, как и сейчас, подобное отселение проводилось за счёт заказчика строительства, и предоставить отселяемым людям надо было не комнаты в общежитии, а полноценные заводские квартиры. Ответ Петровки на требования города был быстр и однозначен. Завод соглашался строить новое здание только на территории своего ведомственного посёлка им. Фрунзе.

Городские власти сдались фактически без боя. Уже в 1935 году на южной окраине посёлка Фрунзе началось строительство общежития для холостяков прокатного и мартеновского цехов завода им. Петровского. Здание строилось по проекту архитектора Б. Кащенко, было значительно меньше планировавшегося изначально (436 мест), но по организации и богатству отделки превосходило собой всё, что было построено в городе. Образцово-показательное общежитие состояло из двух блоков почти равного размера: мужского и женского. Жилые комнаты были рассчитаны на 2-3 человека. Вестибюли, гардероб и душевая были организованы по цеховому принципу: «рабочий, приходящий с работы, не может попасть в жилую часть, не пройдя душевой пропускник и не сменив спецодежды на домашнюю одежду». Кроме жилых помещений в «Доме Прокатчика» находилась крупная столовая, магазин, прачечная, досуг жильцов обеспечивался «комнатами дневного пребывания» (общественный холл на каждом этаже, библиотека, актовый зал) и солярием на крыше.

В законченном в 1937 году здании богатство архитектурной отделки, которая включала в себя лепку, скульптуру, росписи стен, паркетные полы, дополнялось не менее богатой меблировкой. Мебель, как для жилых комнат, так и для общественных помещений здания, выполнялась по спецзаказу и включала в себя не только кровати и тумбочки, но и мягкие диваны, кресла, стильные столы и этажерки для цветов. Всё это дополнялось обилием ковровых дорожек и цветов, бюстами вождей и картинами с революционной тематикой.

Зданием действительно можно было гордиться и совершенно не зря: его макет и фотографии экспонировались на Всемирной выставке 1937 года в Париже как одно из достижений СССР в сфере заботы о рабочем классе.

Правда, были у здания и отдельные недостатки. Уже в ходе строительства указывалось на низкое качество кирпичной кладки. После сдачи здания проявились серьёзные дефекты в отоплении и электропроводке. Кроме того, крупнейшее заводское общежитие даже забыли радиофицировать. Благоустройство территории, в соответствии с тогдашней практикой, должны были выполнить сами жильцы. Но для этого необходимо было хотя бы вывезти строительный мусор и распланировать участок, а это сделали далеко не сразу. Немалую роль сыграл и человеческий фактор. Службы общежития работали плохо (особенно столовая), да и сами жильцы относились к нему без особого пиетета. Уже в начале 1939 года в здании вынуждены были провести достаточно серьёзный ремонт. А в целом устранение недоработок, недоделок и неполадок было завершено только к 1941 году. (с) По материалам Валентина Старостина

“Прекрасное общежитие – Дом прокатчика – создали общественницы днепропетровского завода им. Петровского. Большой пятиэтажный дом. В этом доме 150 комнат. По последнему слову техники оборудовано это общежитие прокатчиков, рассчитанное на 500 человек. “Рабочий, живущий в этом общежитии, пришел с работы. Он попадает в раздевальную, затем проходит через душевую. Он переодевается. В ресторане его ждет обед. В комнате его ждет возможность отдохнуть. Он может пойти в библиотеку или в музыкальную комнату, в красный уголок или в комнату игр” (Из книги “Жены инженеров: Общественницы тяжелой промышленности.”)

1930-е
1930-е. В комнате отдыха.
1930-е. Холл.
1930-е. Столовая.
1930-е. Столовая.
1930-е. Столовая.

фото: Валерий Кравченко

фото: Валерий Кравченко
фото: Валерий Кравченко
фото: Валерий Кравченко
фото: Валерий Кравченко
фото: Валерий Кравченко
фото: Валерий Кравченко
Фото: Денис Чубченко
Фото: Денис Чубченко
Фото: Денис Чубченко
Фото: Денис Чубченко
Фото: Денис Чубченко
Фото: Денис Чубченко
Фото: Денис Чубченко
Фото: Денис Чубченко
Фото: Денис Чубченко
Фото: Денис Чубченко

Комментировать

Ваш емейл не будет опубликован. Обязательные поля обозначены *