Cкан фото: А. Волок. Оригинал на www.flickr.com
Часть 1. Торговый ряд
Участком на углу торговой площади и Большой дороги в начале ХІХ в. владел первый в городе часовой мастер Фёдор Ковальский. В середине ХІХ в. его владельцем стал Прокофий Андреевич Белявский. Родившийся в крестьянской семье в Новых Кайдаках П. Белявский к концу жизни был купцом І-й гильдии, потомственным почётным гражданином, а в 1846 и 1851-1854гг. даже избирался на должность Екатеринославского городского головы. На купленном участке он построил каменный торговый ряд на шесть магазинов.
В своём завещании от 24 января 1870 г. П. Белявский выделял имение площадью в 723 дес. городу Екатеринославу на содержание городской богадельни и больницы. Кроме того, 25 000 руб. серебром он завещал на благотворительные цели. Жене Марье Михайловне оставалась 1/7 состояния. Всё остальное разделялось между дочерьми: дворянкой Анной Волоцкой и Любовью Белявской. Так как Анна уже получила приданое, то большая часть состояния (дома и каменные лавки в Екатеринославе, имение площадью в 6 708 дес., процентные бумаги, векселя, наличные) были оставлены Любови. Ей же отошёл и торговый ряд на углу Троицкой площади и Проспекта.
В начале 1870-х гг. Любовь Белявская вышла замуж за купца Николая Николаевича Хренникова. В 1876 г. у Хренниковых родился первый и единственный сын – Владимир. Кроме него родились также дочери: Мария (впоследствии вышла замуж за дворянина П.А. Лабинского) и Вера (умерла в детстве). Любовь Хренникова умерла в 1882 г. в возрасте 30 лет. Всё своё личное состояние она завещала детям. Опекунами стали их отец Н.Н. Хренников и тётка А.П. Волоцкая.
В.Н. Хренников в 1897 г., поступил в Петербургский технологический институт. Окончание института, кроме диплома инженера-технолога, принесло потомственному почётному гражданину В.Н. Хренникову ещё и личное дворянство. Жизнь в Петербурге оказала громадное влияние и на формирование общественных взглядов молодого миллионера.
По окончании образования В. Хренников отправляется в заграничное путешествие (США, Германия, Швейцария), которым возможно был награждён как один из лучших студентов курса. Во время путешествия он знакомится с сестрой своего сокурсника – Марией Мазуренко, которая училась в медицинском институте Лозанны. У них был бурный и красивый роман, и Хренников даже просил руки Марии, но получил отказ от её отца. В 1905 г. он просил её руки второй раз и уже успешно. После возвращения из-за границы он занялся управлением состоянием, но не порывал связи и со старыми институтскими и петербургскими товарищами.
Хотя Д. Дорошенко характеризовал В.Н. Хренникова, как «чоловіка дуже заможного, мільйонера, але феноменально скупого», но его дела свидетельствуют о том, что он не жалел средств в тех случаях, когда речь шла не о пустых мечтах, а о чём-то реальном. В 1905 г. он принял участие в финансировании одного из первых украинских издательств «Вік». А 23 февраля 1906 г. на его средства в Екатеринославе было начато издание второй украинской газеты в российской части Украины – «Запоріжжє». Ответственным редактором еженедельника значился профессор Д.И. Яворницкий. Есть сведения, что редактором газеты был крупный адвокат, украинский социалист Н.И. Михновский. Во всяком случае, первый номер газеты носил настолько радикальный характер, что она была сразу же оштрафована и закрыта. Сразу после организации «Просвіти» В.Н. Хренников был избран членом совета товарищества и активно работал в нём вплоть до запрета «Просвіти» в 1916 г. Владимир Николаевич участвовал в финансировании издания работ Д.И. Яворницкого, в начале 1910-х гг. выделил 6 000 руб. для харьковского еженедельника «Сніп», участвовал в финансировании екатеринославского еженедельника «Дніпрові хвилі».
Параллельно со своей общественной деятельностью В.Н. Хренников интенсивно занимается и деятельностью коммерческой. Так с конца 1900-х гг. он начинает активно перестраивать принадлежащие ему домовладения в Екатеринославе, застраивая их новыми трёх- четырёхэтажными корпусами. В 1909 г. было принято решение и о строительстве нового доходного дома на месте принадлежащего Хренникову торгового ряда на углу Первозвановской и Проспекта. Для конца 1900-х годов такое решение является достаточно необычным. Дома в центральном торгово-деловом районе Екатеринослава, при своих небольших размерах, отличались очень высокой стоимостью аренды, и при перестройке их доходность повышалась не очень значительно. Поэтому владельцы предпочитали не рисковать потерей доходов.
Торговый ряд, принадлежащий В.Н. Хренникову также нельзя назвать невостребованным. На протяжении 1900-х годов в здании работали оружейный магазин Ф.П. Дедикова, бакалейный магазин А.А. Уманского, магазин красок и лаков Лифшица и Немировского, галантерейный магазин Ш.А. Влодавского, магазин красок Златина, посудный магазин Л.С. Гинзбурга, кондитерская М.О. Щепанкевича. Однако Хренников принимает решение не только о строительстве нового здания, но и о значительном расширении территории участка. Судя по всему, уже в 1909г. он приобретает у соседа со стороны Проспекта Ивана Стрекозова около половины его участка.
Часть 2. Cтроительство. Идеологическая программа.
Подготовительные работы были начаты уже в 1910г. Один из арендаторов, несмотря на то, что договор аренды не был возобновлён, затянул переезд и продолжал вести торговлю. Чтобы не задерживать работы, В.Н. Хренников распорядился разобрать крышу над магазином и начать разбирать потолок. В результате арендатор подал в суд за нанесённый ущерб. Судебный процесс удалось выиграть только в 1911г. Возникли сложности и с городскими властями. Т.к. здание должно было занимать почти всю площадь участка, то в ходе строительства возникла необходимость временно занять тротуар. Городская Дума в категорической форме отказала в аренде земли и оштрафовала В.Н. Хренникова за незаконное и несогласованное с властями её использование. В данной ситуации помощь Хренникову оказал Д.И. Яворницкий, который, пользуясь своими связями, сумел добиться разрешения на аренду земли и продолжения работ.
Торжественная церемония закладки нового здания состоялась только в октябре 1910г. Во время послевоенного восстановления здания из его фундамента была извлечена серебряная закладная доска, которая была передана в Днепропетровский исторический музей. На лицевой стороне доски был вырезан следующий текст: «Року Божого від Різдва Христова тисяча девятьсот десятого (1910) 30-го жовтня (October) під час ІІІ-ї Державної Думи заложено цей дім. Будується він власником ґрунту Інженер-технологом Володимиром Миколаевичем Хрінніковим (W.N. Hrennikoff) по його власному проїкту. Фасад по Катерининському проспекту і Первозванівській вулиці робиться по проїкту архітектора Петра Фетісова (Fetisoff) в стилю «Відродження України».
Новизна решения и масштаб строительства потрясли современников. В 1911г. в заметке «Будинки в українському стилі в Катеринославі» в «Дніпрових хвилях» указывалось: «За останні роки в Катеринославі збудовано кілька будинків в українському стилі. Це все – невеличкі будинки, здебільшого на один поверх. А оце тепер будується велика кам’яниця, на 4 поверхи, на головній вулиці – на Проспекті; належить будівля інженерові В. Хрінникову. Архітектура дверей, вікон, а також вся надвірна оздоба – в українському стилі на зразок Земського Дому в Полтаві». В сентябре 1911г. о строительстве сообщил и киевский журнал «Засів»: «У Катеринославі на розі Проспекта й Первозванівської вулиці будується великий дім д. Хрінникова. Дім буде коштувати 400 – 500 тисяч карбованців. В сьому домі улаштовується велика заля на 1 000 душ, де має бути український театр».
Главным вдохновителем, идеологом проекта был Д.И. Яворницкий, который, увлекаясь старинной украинской архитектурой, вместе с тем всемерно способствовал распространению украинского архитектурного модерна в Приднепровье. Скорее всего, что именно благодаря его связям в Петербурге удалось пригласить для работы над проектом и Петра Павловича Фетисова, молодого архитектора, окончившего в 1907г. академию художеств, блестящего рисовальщика, человека с явными романтическими симпатиями. К работе был также привлечён ещё один молодой выпускник академии художеств – Л.Л. Хойновский, но долю его участия в проекте сегодня тяжело оценить.
Здание получило чудесно вылепленную объёмную композицию, в которой все наиболее значительные места подчёркивали башни, увенчанные шпилями. Сравнение угловой части здания с рисунком церкви Новой Сечи, приведенным в книге А.А. Ригельмана «Летописное повествовании о Малой России…», дает основание утверждать, что именно её формы были взяты П.П.Фетисовым за основу для своего решения. Это впечатление только усиливается крестообразным решением флюгера угловой башни. Белые стены были прорезаны разнообразными по форме, но чаще всего трапециевидными, как говорили, «запорожскими» окнами, и завершались карнизом на деревянных резных кронштейнах и высокой черепично-аспидной крышей с характерными заломами и слуховыми окнами. Обилие майолики, которая сконцентрирована в два пышных многоцветных панно на главном и боковом фасадах и использована в отделке угловой башни, арки въезда во двор, простенках четвёртого этажа. Театральный зал, имевший деревянные резные галереи на деревянных колоннах. Использование дерева для отделки лоджий и балконов (вроде бы явный анахронизм для крупных доходных домов начала ХХ века) и отдельных гранитных блоков, имитирующих резьбу по дереву. Многоцветные витражи с геометрическим рисунком, выполненные опять же по аналогам народных росписей и вышивок.
Здание продумано и проработано в едином ключе от общих масс до фурнитуры дверей и мебели общественных помещений, и на основе единой идеи создан необычайно сложный целостный ансамбль.
Анализ архитектурной композиции дома, его декоративных украшений и насыщенного исторической романтикой художественного образа, выявление первоисточников архитектурных форм позволяют утверждать, что авторы стремились придать ему не только необычайно монументальный характер, но и создать неофициальный монумент славы Запорожской Сечи.
Часть 3. Строительство. Функции
Несмотря на обращение к глубинным архаичным образам, дом Хренникова был одним из самых современных доходных домов города Екатеринослава. По масштабам использования железобетона здание уступает только строящемуся в это же время клубу Общественного собрания. Из железобетона были выполнены все межэтажные перекрытия и перемычки над витринами магазинов, длина которых в ряде случаев достигает 5,4 м. Основная часть конструкций крыши традиционно была выполнена из дерева, металлический каркас был использован только для театрального зала и купола угловой башни. При строительстве здания был впервые в городе смонтирован башенный кран.
Более чем современным было и предназначение дома. В исследовательских кругах почему-то укрепилось мнение, что здание представляло собой дом с дорогими квартирами, магазинами и театральным залом. История здания вплоть до 1943г. позволяет определить его, скорее, как деловой центр в современном значении этого слова, т.е. здание, в котором органично совмещаются торговая, развлекательная и офисная зоны. К сожалению, первоначальные планы здания до сих пор не выявлены, послевоенные перепланировки очень значительны, а исследовательские работы, направленные на выявление первоначальных планировок, не проводились. Это не позволяет детализировать планировку, но не мешает определению функциональных зон здания.
Театральный подъезд здания находился по Первозвановской улице (совр. подъезд казино). Фойе и парадная лестница театра размещались в первом и втором этажах мощной башни левого крыла основного корпуса. Собственно театр помещался в дворовом корпусе, который состоял из двухэтажного зала и четырёхэтажной сценической коробки.
Подвал, первый и второй этажи основного корпуса практически полностью отводились под размещение магазинов различной площади (в том числе и двухэтажных). Третий и четвёртый этажи относились к офисной зоне, хотя могли быть использованы и под размещение гостиницы. Парадный подъезд офисной зоны находился, скорее всего, по Первозвановской улице в первой от угла башне. Во всяком случае, учитывая то, что угловое помещение первого этажа было занято магазином, а парадная лестница находилась на том же месте, что и сейчас, это наиболее оптимальный вариант размещения входа. Вестибюль парадного подъезда выходил в сложный в плане вестибюль лестницы. Сама лестница, расположенная в том же объёме, что и сегодня, возможно, имела другие размеры и планировку маршей. Хотя об этом нигде не упоминается, но в здании был либо установлен, либо предусмотрен лифт.
Стремление как можно более полно воплотить художественный замысел в сочетании с использованием новейших строительных технологий и сложностью планировочных решений значительно затянуло строительство. Из эстетических соображений была несколько переделана уже законченная угловая башня. Из-за большого количества сложнейших работ по дереву и металлу затянулась отделка общественных помещений. Проблематичным оказалось и быстрое изготовление и монтаж майоликовых панно. Сложности возникли и при железобетонных работах. Возможно, что причины задержки строительства кроются и в семейных проблемах В.Н. Хренникова. В 1910г. умирает его отец, Владимир Николаевич становится главой семьи и вынужден заниматься делами наследства и другими проблемами фамилии. Не сложилась и его личная жизнь. Хотя у Марии и Владимира Хренниковых родилось пять детей: Богдан (Георгий), Галина, Тарас, Мария и Надежда, между супругами возникли трения, которые в 1915г. привели к разводу. При этом Хренников сразу же после развода сошёлся с Неонилой Арсеньевной Гончаровой, работавшей на междугородней телефонной станции и, оставив Екатеринослав, переехал в Новомосковск.
Затянувшееся строительство несколько удивляло горожан, привыкших к намного более быстрым темпам возведения новых зданий. Если в справочнике «Весь Екатеринослав на 1912 год» в разделе «Достопримечательности города» пишется, что необычный дом Хренникова должен быть окончен в начале 1912г., то этот же справочник на 1913г. уже просто указывает дом как «строящийся» и никак не комментирует ситуацию. А в начале этого же 1913г. в газете «Южная заря» фельетон «Перспективы лазурной дали» начинался весьма насмешливым пассажем: «Заглянем в даль Екатеринослава, даль далёкую, не на один год… Возьмём хотя бы такую даль, когда будет окончен дом или «будынок» В.Н. Хренникова и когда все украинские гетьманы встанут из могил взглянуть на него, вспомнят Чигирин, «де вони панували» и успокоятся при виде «козацкой славы», возобновлённой из «убогих руин».
Часть 4. Доходный дом
Дом Хренникова по Проспекту, 101 был окончен уже осенью 1913 года. Однако хозяин, считая число тринадцать несчастливым, решил арендные договоры на помещения заключать с начала нового 1914г. В самом начале января был открыт театральный зал, в котором начал работу кинотеатр, получивший название «Паласс». Первой демонстрировалась картина «Ночь перед Рождеством». Сопровождением служили фрагменты из оперы «Запорожец за Дунаем» Гулака-Артемовского. В дальнейшем «Паласс» (с 1916 по 1919гг. – «Интимный театр») работал как обычное коммерческое предприятие.
Очень быстро оказались востребованы и торговые помещения. Уже в начале 1914г. здесь работали магазин вин Н.Н. Бекетова, оружейный магазин Ф.П. Дедикова, 3-е Екатеринославское общество взаимного кредита (с марта здесь разместилась и канцелярия Купеческого старосты), магазин торгового дома «Шлапаковы и Ко». Все упомянутые заведения проработали в здании, по крайней мере, до 1918г. А вот на конторские помещения арендаторов не нашлось. В середине ноября 1914г. «Приднепровский край» сообщил, что «местный домовладелец г-н Хренников отвёл бесплатно 4 и 5 этажи своего большого дома по Проспекту для размещения больных и раненых воинов на всё время войны». Открытие госпиталя на 112 кроватей было назначено на первые числа декабря. Был даже назначен старший врач, доктор медицины Л.А. Ребинин. Но госпиталь здесь так и не открыли. Здание оказалось не пригодно для размещения такого специализированного учреждения. Вместо госпиталя часть помещений была передана комитету по сбору пожертвований для армии, который разместил здесь контору и склады пожертвований.
С 1 января 1915г. В.Н. Хренников бесплатно выделил две комнаты для конторы «Просвіти» и созданного при ней Галицийского комитета по оказанию помощи беженцам. 27 ноября 1915г. в ходе ликвидации Екатеринославской организации Украинской социал-демократической рабочей партии жандармами был проведен обыск в помещении украинского общества «Просвіта». После обыска всё было опечатано. 26 января 1916 г. «Просвіта» была закрыта «ввиду уклонения в деятельности своей от прямых целей, назначенных уставом».
Сдать помещения в аренду В.Н.Хренникову удалось только в середине 1915г. Арендатором стало 1-е Коммерческое училище им. Императора Николая ІІ, собственное здание которого было занято под госпиталь. В дом Хренникова были перемещены только классы училища без специальных кабинетов, библиотеки и квартир преподавателей, но даже в таком урезанном виде оно не поместилось в здании и было вынуждено сократить приём учащихся.
В 1917г., благодаря активной позиции директора Коммерческого училища А.С. Синявского, дом оказался в гуще политических событий. Уже 5 марта А.С. Синявский становится членом «Губернского исполнительного комитета общественных организаций», а 7 марта членом «Української революційної Губерніальної ради». 24 марта он становится главой комиссии по ликвидации жандармского управления. 20 апреля в помещениях Коммерческого училища, по постановлению киевского Национального конгресса, проводится І-й губернский съезд украинских организаций, который выбирает «Тимчасову українську губернську раду» во главе с В. Бедновым. Дальнейшая работа ТУГР и её секций также проходила в помещениях Коммерческого училища.
После большевистского восстания в конце декабря 1917г. А.С. Синявский вынужден был выехать в Киев, а затем и вообще уйти в подполье. Только после оккупации Украины немецкими и австро-венгерскими войсками он возвращается к преподавательской и общественной деятельности. 4 июня 1918г. он был назначен директором департамента средних школ министерства образования Украины и, передав управление Коммерческим училищем Г.Черняховскому, выехал в Киев. Работая над созданием украинской школьной сети, А.С. Синявский помогает Ф.А. Ефремову в организации 1-й Украинской гимназии им. И. Франко, начавшей учебный год 18 сентября в помещениях, предоставленных Коммерческим училищем.
В.Н. Хренников покинул Екатеринославскую губернию ещё в 1918г., причём своё имущество он, похоже, просто бросил на произвол судьбы. Неизвестно, где он скрывался во время гражданской войны, но во время НЭПа он работает в Крыму. Вскоре вместе со второй семьёй он перебирается в Баку и устраивается инженером в НИИ Грознефти. Умер В.Н.Хренников в 1936г. в Кисловодске.
Часть 5. Дом врача
С 1920г. по начало 1930-х годов в здании работали Центральный райком КП(б)У и Центральный райком ЛКСМ. В дневнике А.Ф. Стародубова зафиксировано существование здесь агитационной витрины. Так, 26 октября (ст.ст.) 1922г. во время праздничной иллюминации «в витрине дома Хренникова мы смотрели на электрический молот, высекающий искры». В первой половине 1920-х годов здесь работало также Губернское статистическое бюро.
С середины 1920-х годов в здании были выделены помещения профсоюзу работников медицинского и санитарного труда. По воспоминаниям В.Л. Максимовича, на третьем этаже со стороны Проспекта находился клуб медицинских работников («Труд и наука» — В.С.), «в котором проводились вечера, конференции и т.д., в связи с чем это здание стали называть «дом врача». К тому же несколько врачей различных специальностей проживали на 4-м этаже (также со стороны Проспекта): доктора Варшавский, Клепеницер, Эрлихман, Максимович…». Клуб врачей имел зрительный зал на 250 мест, несколько комнат отдыха, две кружковые комнаты. При клубе работала областная медицинская библиотека с небольшим читальным залом.
В 1922г. в бывшем доме Хренникова был вторично открыт городской художественный музей (первое его открытие состоялось в 1914г.). На 1923г. он имел всего 105 экспонатов, а к 1927г. их количество возросло до 800 (правда, рост наблюдался в основном за счёт произведений местных самобытных художников пролетарского происхождения).
Очень востребованным оказался театр, в котором разместился клуб ЛКСМ «Молодой ленинец» (А.Ф. Стародубов даже в 1924-1925гг. продолжает называть его «Интимным театром»). Здесь не только ставили агитационные постановки, но и продолжали демонстрировать кинофильмы. С февраля 1927г. в театральном зале начал работу театр юного зрителя «Пионер».
Магазины в здании начали восстанавливать только с 1925г. В период НЭПа здесь работали бакалейный и винно-гастрономический магазин №39 Центрального рабочего кооператива (открыт 5 февраля 1925г.), магазин №1 булочно-кондитерской артели «Октябрь» (работал в 1926г.).
На протяжении 1930-х годов состав организаций и учреждений, работавших в здании, постепенно менялся. На 1931г. в здании работали Художественный музей, театр и кинотеатр «Пионер», клуб союза Медсантруда, Бюро точных машин, артели «Индустрия» и «Строй-Тара» (конторы), писчебумажный магазин Оргбуда. В 1933г. театр и кинотеатр были реорганизованы: кинотеатр модернизировали в звуковой и переименовали в «Жовтень», а театр «Пионер» с этого года именовался просто театром юного зрителя. В середине 1936г., в связи с ростом коллекции Художественного музея и неудобствами занимаемых им помещений, Днепропетровский облисполком принимает решение о перемещении музея в здание по улице Шевченко, 21. К концу года музей уже работал на новом месте.
В 1937-1938гг. в здании по прежнему размещались ТЮЗ, кинотеатр «Жовтень», клуб медицинских работников и квартиры врачей. Кроме того, здесь же находились контора Днепропетровского мясоторга и его магазин №1, Областная сберегательная касса, НИИ «Стальпроектмеханизация», магазин Днепропетровской кондитерской фабрики №2, магазин №2 «Союзгалантереи», магазин №30 Днепропищеторга.
Весной 1941г. был поднят вопрос о необходимости перевода клуба врачей в другое помещение, т.к. его помещения тесны и не соответствуют нуждам клуба. В особенно тяжёлом положении оказалась областная медицинская библиотека, в книгохранилище которой книги из-за тесноты были просто навалены кучами прямо на полу. Никаких конкретных действий по перемещению клуба предпринять уже не успели.
На протяжении 1920-1930-х годов в здании проводились множественные косметические ремонты, которые, скорее всего, сопровождались перепланировками, продиктованными нуждами занимающих его организаций. В результате этих ремонтов была несколько изменена как наружная, так и внутренняя отделка здания, но масштабность этих изменений на сегодняшний день определить практически невозможно. Капитальный ремонт проводился только в 1936г., когда была полностью отремонтирована крыша здания. Несмотря на сложность проводимых работ, в ходе ремонта силуэт кровли был сохранён, а все флюгера башен восстановлены на старых местах. Для межвоенного города подобное отношение к зданию эпохи модерна является уникальным, так как обычно при капитальных ремонтах крыш купола, шатры, сложные изломы ликвидировались в целях экономии, упрощения работ и просто как несоответствующие эстетике эпохи. Об особом отношении к бывшему дому Хренникова в это время свидетельствует и тот факт, что на протяжении 1930-х годов он намного чаще, чем другие здания города, воспроизводился на сувенирных открытках. Т.е. здание не просто сохранило своё место в ряду достопримечательностей города, но и стало одним из основных его символов.
Текст: Валентин Старостин