Николаевская (Брянская) церковь


Памятник архитектуры национального значения №1070

Николаевская (Брянская) церковь
Время постройки:
1913-1915
Стилевой признак:
неоклассицизм
материал фасада:
штукатурка, лепнина

Кирпичная, тинькованая, крещатая, с полукруглой апсидой и гранеными камерами по углам креста, пятиглавая. Над западным притвором трехъярусная колокольня. В решениях фасадов эклектичные приемы с использованием приемов классической архитектуры: фасады украшают коринфские портики и колонны, стены рустованные.
Характерный пример культовой архитектуры начала XX в. [3]

Последним храмом, воздвигнутым до кровавых революционных событий 1917 года в Екатеринославе, был Свято-Николаевский храм, именуемым в народе Брянской церковью.

В 1913 году в Российской империи громко праздновалось 300-летие Дома Романовых – последней царской династии. Официальные круги губернской столицы приняли решение – возвести величественный храм в честь русского императора Николая II и всей царской династии. Будущий храм планировалось освятить в честь Небесного Покровителя самого царя – святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца.
С самого начала строительство храма было запланировано на территории Яковлевского сквера (в настоящее время на месте уничтоженного сквера построен Театр оперы и балета). Но по предложению дирекции Александровского Южно-Российского (Брянского) завода храм был заложен в быстрорастущей промышленной части города, на Первой Чечеловской улице (ныне – проспект Калинина) в так называемой Брянской колонии. Отсюда происходит и второе название храма – Брянский.

Авторами проекта нового храмового здания стали екатеринославский епархиальный архитектор Г.И.Туровец и петербургский архитектор-художник Е.И.Константинович. Возводился он на пожертвования, а не на казенные деньги. Средства вносили как владельцы завода, так и простые рабочие Брянского и Трубного заводов, добровольно отчисляя 0,5% зарплаты (это 50 копеек с каждых 100 заработанных рублей). Несмотря на тяготы Первой мировой войны (с Брянского завода в действующую армию тогда забрали 2 тысячи человек) строительство велось быстрыми темпами и завершилось всего за два года.

В начале 1915 году строительство было завершено, и Свято-Николаевский храм был торжественно освящен епископом Екатеринославским и Мариупольским Агапитом (Вышневским). Это событие стало эпохальным для Екатеринославского края, ведь Николаевская церковь стала одним из красивейших архитектурных сооружений города начала XX столетия.

Построенный в стиле неоклассицизма с использованием элементов барокко, пятикупольный собор в форме ротонды, до сих пор поражает своей архитектурной изысканностью горожан и гостей города. Выверенная пропорциональность и пластическая выразительность всех форм ее объемно-просторной композиции в соединении с умеренным декором придает храму некую картинность, и даже сказочность – пять куполов, колокольня с часами, портики с колоннами ионического ордена, заалтарная апсида с полуциркулярной открытой колоннадой.

Также было оригинальным и художественно-архитектурное оформление интерьера – стен, иконостаса с металлическим плетением и настенной росписи.
Но не долго Никольский храм служил по своему назначению – по решению большевистского Днепропетровского исполкома от 8 февраля 1929 года он был закрыт со стандартной в то время формулировкой: «… на основании проявленного желания широких масс трудящихся города». В здании расположили детскую техническую станцию, со второй половины 30-х годов XX века – металлургическую выставку завода имени Петровского, и, в конце концов, приспособили красивейшее здание под складское помещение. Естественно, подобное отношение принесло свои горькие плоды: храм начал постепенно разрушаться.

С 1941 по 1961 год храм снова принадлежал верующим, но потом постановлением Ленинского райисполкома был передан гороно «для использования его по назначению». То есть, в глазах хрущевских руководителей назначение храмовой постройки может быть каким угодно, кроме одного: быть домом молитвы. Радетели о «народном благе» закрыли церковь именно потому, что она была нужна народу. Затем руководители городской власти, которым культовое здание в пролетарском районе города, тем более, недалеко от дворца культуры им. Ильича, давно мозолила глаза, решили окончательно покончить с ним – снести с лица земли. Но, благодаря протесту работников культуры города, ставших на защиту архитектурной ценности, до реализации варварской акции дело так и не дошло.

В 1979 году благодаря многочисленным ходатайствам общественности и отдела культуры области здание Свято-Николаевского храма было внесено в реестр памятников архитектуры, охраняемых государством. 22 июня 1982 года облисполком принял решение о том, что после реставрации храмовое строение преобразовать в Дом органной и камерной музыки. К исполнению приступили немедленно. В том же году по проекту днепропетровского архитектора О.Г. Попова начались реставрационные работы, продолжавшиеся до мая 1986 года.

Капитальный ремонт с внешней стороны преобразил храм, а с внутренней – полностью его исказил. Интерьер украсили новые росписи стен художников В.Данилова и С.Исаева, в центральной части построен подиум, к подвальному помещению пристроен дополнительный подземный блок для технических нужд и благоустроена территория вокруг храма. После окончания реставрации целый год монтировали двенадцатитонный двухмодульный концертный орган произведенного специалистами всемирно известной немецкой фирмы “Зауэр”. 27 апреля 1987 года в бывшем храме по случаю открытия Дома органной и камерной музыки состоялся первый концерт. [7]

Иконостас:


фото: informator.dp.ua
фото: informator.dp.ua
фото: informator.dp.ua
фото: informator.dp.ua
фото: informator.dp.ua
фото: informator.dp.ua

 

фото: informator.dp.ua
фото: informator.dp.ua

Комментировать

Ваш емейл не будет опубликован. Обязательные поля обозначены *